Китайский фарфор – Семь дней истории

Китайский фарфорКитай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий: это порох, компас, бумага, шёлк, и среди них, конечно, важнейшее место занимает фарфор – феноменальное явление мировой цивилизации. Фарфор появился очень давно, но точная дата его появления неизвестна. Многие считают, что фарфор появляется уже во втором тысячелетии до н.э., о чём свидетельствуют раскопки на территории Китая в долине реки Хуанхэ. Но это ещё не фарфор, это протофарфор – изделие, основу которого составляет белая глина каолин. Многие учёные всё-таки утверждают, что настоящий фарфор появляется в VII веке новой эры в период правления династии Тан (с VII по X вв.).

==>Все серии передачи “Семь дней истории”

Сами китайцы говорили, что фарфор должен быть голубым. как небо, омытое дождём, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. И действительно, лучшие образцы китайского фарфора отвечают всем этим высоким требованиям.

Вначале фарфор декорировали очень скромно. Китайцы восхищались белоснежным черепком, прозрачной глазурью, и поэтому никакой росписи по поверхности не производили. А уже в период Юань (это период монгольского завоевания, конец XIII – начало XIV веков) появляется роспись, которая была привнесена иранскими керамистами.

Это кобальтовая роспись, подглазурная, она требует очень высокой температуры обжига. Изделие должно находиться в печи при температуре 1400 градусов, только тогда мутноватая серая краска становится ярко-голубой, а порой даже с великолепным фиолетовым отливом.

Итак, фарфор начинают расписывать кобальтом. Темы росписи смые разнообразные. Первоначально это сложные орнаменты – геометрические, растительные, цветочные, потом появляются изображения стилизованных животных, драконов.

Следующий виток развития китайского фарфора – это период правления династии Мин с середины XIV века по середину XVII. По-прежнему кобальт является излюбленной техникой росписи, но она усложняется и появляется очень сложная технология двойного обжига. Вначале изделие покрывают кобальтовой синей краской, оно проходит высокотемпературный обжиг, а затем уже накладывают надглазурные краски – жёлтую эмаль, зелёную, фиолетовую и очень интересную краску, так называемую “железную красную”, которая имеет самые разнообразные оттенки от желтовато-охристых до пурпурно-красных.

С XVI века китайским фарфором заинтересовались европейцы. Прибывающие в Китай католические миссионеры первым делом пытались узнать секрет драгоценного китайского фарфора, ведь фарфор так и называли – “китайский секрет”. Но европейцы до XVIII века так его и не узнали. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII века обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха.

Ну а в XVIII веке уже был изобретён европейский фарфор. Тем не менее, интерес к китайскому фарфору не ослабел. В Амстердам приходили корабли Ост-Индской компании, которые привозили огромное количество фарфоровой продукции: здесь и сервизы, и огромные дворцовые наборы из пяти ваз, и украшения для открытых шкафчиков и полочек, и украшения для каминов.

Появляется огромное количество типов роспси. Благодаря внедрению новых красок в конце XVII века появляются даже целые полихромные композиции, которые в Европе получают название семейств. Это чёрное семейство, где преобладает чёрный фон краски, это зелёное семейство, где главными являются два оттенка зелёного при наличии других полихромных эмалей, и розовое семейство – эта краска образуется путём добавления в эмаль некоторого количества трихлорида золота, и образуется удивительная нежно-розовая или же нежно-фиолетовая, в зависимости от температуры обжига, краска.

Следует отметить, что роспись, декор и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать итерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл, зашифрованный в декоре. Например, нежная слива мэйхоа символизирует новый год, символизирует радость, счастье, начало жизни, а соединение сливы с бамбуком и сосной, которое можно видеть на удивительном стакане для кистей начала XVIII века (роспись произведена кобальтом) – это три друга холодной зимы, символ стойкости, дружбы и несгибаемой воли.

Китайский фарфор, развиваясь на протяжении столетий, в 20-м веке приобретает новую жизнь. По-прежнему интересуются как антикварными изделиями, которые очень высоко ценятся и вызывают интерес на всех аукционах, так и современными изделиями, причём, появляются удивительные, замечательные авторские произведения, где соединяются традиции и новаторские идеи.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Метки текущей записи: ,
 

 

Смотрите также

 

 

Оставьте свой отзыв!