Античное стекло – Семь дней истории

Античное стекло.Среди памятников античного декоративно-прикладного искусства изделиям из стекла уделяется сравнительно небольшое внимание, а между тем, история античного стеклоделия уходит своими корнями в глубокую древность. Первые изделия из стекла появляются в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до н.э. Для их изготовления использовали смесь песка, соды и извести. Эту смесь в горшке помещали в печь, которую нагревали до 1000 градусов. Полученная масса была вязкой и пластичной. Для того, чтобы придать ей цвет, добавляли окислы различных металлов. Окись кобальта давала синий цвет, окись марганца – фиолетовый, окись свинца – желтый.

==>Все серии передачи “Семь дней истории”

Из этой стекловидной массы изготавливали различные украшения: бусины, подвески, амулеты. Как правило, использовали так называемую технику сердечника – на железный прут закрепляли сердечник из глины и песка и на этот сердечник наматывали стеклянную массу, стеклянные нити, потом получившийся стержень разрезали на фрагменты необходимого размера.Из таких заготовок изготавливали бусины, подвески с изображением демонов, животных, или подвески в виде человеческих голов, как правило, мужских, причем детали их исполняли с помощью налепов разноцветного стекла.

Во II тысячелетии до н.э. в Месопотамии и Египте в этой же технике сердечника изготавливали и небольшие флакончики для благовоний. Глиняный сердечник изготавливали в форме будущего сосуда, потом на него наматывли стеклянные нити, одноцветные или разноцветные, вынимали сердечник и потом отдельно изготавливали венчик и ножку сосуда, которые соединяли с туловом.

Во II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте научились изготавливать так называемое мозаичное стекло. Из стерженьков различного цвета составляли узоры и собирали пучок. Этот пучок спаивали в печи, а потом нагревали и растягивали. Узор вытягивался и уменьшался до нужного размера. Полученную заготовку разрезали поперек или наискось и из этих пластин в форме выкладывали будущий узор, а промежутки между пластинами заполняли толченым стеклом. Потом такую форму нагревали, стекло расплавлялось и достаточно было в форме методом прессования изготовить сосуд, а потом его только отполировать. Вот из такого мозаичного стекла помимо посуды в Древнем Египте изготавливали еще и мозаичные пластины для украшения мебели. Но особое распространение мозаичная техника получила в римское время. Мозаичную технику использовали и при изготовлении бус.

В первом тысячелетии до нашей эры наконец научились изготавливать прозрачное стекло. Из стеклянной массы, опять же, методом выдавливания в форме изготавливали сосуды, как правило, очень простые по форме, гладкие или украшенные небольшими выступами. Они были разных цветов и по форме своей подражали изделиям из металла, металлическим сосудам.

В середине I-го века до нашей эры в Сирии была изобретена стеклодувная трубка. На конец железной трубки надевали кусочек стекла, выдували с помощью этой трубки пузырь и потом, вращая, покачивая, используя различные инструменты, из этого пузыря формовали будущий сосуд. Отдельно изготавливали ножку, венчик, ручки сосуда, присоединяя их к горячей заготовке. Этот метод свободного выдувания позволил мастерам изготавливать сосуды из стекла в большом количестве и очень быстро. Более того, мастера могли варьировать форму венчика, ручек, цвет сосуда.

Кроме того, в это же время развивается изготовление сосудов путем свободного выдувания в форме. Форма (матрица) делалась из глины или из камня. В эту форму выдували будущий сосуд, форму раскрывали, и потом отдельно, вручную изготавливали ножку и ручку. Таких форм-матриц могло быть несколько, и мастер мог собирать из разных матриц сосуд с различными элементами декора. Поскольку матриц было много, то вариантов композиции также было безграничное количество. Кроме того, в таких формах можно было делать фигурные сосуды в виде голов животных, человека, фигурок рыб или птиц.

Технические и художественные приемы античных мастеров были развиты и усовершенствованы в мастерских Европы. Но и сегодня, несмотря на все достижения современной техники, в основе современного стеклоделия лежат те приемы, которые были открыты и разработаны мастерами древнего мира.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Метки текущей записи:
 

 

Смотрите также

 

 

Оставьте свой отзыв!